Сокровище из Томари

Найфанчи
ナイファンチ

Важность этой формы трудно переоценить. «Ката1 начинается с Найфанчи и заканчивается Найфанчи» - говорил Кенцу Ябу (屋部 憲通, 1866–1937), мастер окинавского каратэ. Будучи последователем Сокон Мацумура и Анко Итосу, он наставлял своих учеников выполнять Найфанчи 10 000 раз, и только после этого можно было считать, что техника освоена. Найфанчи была первой формой, которую изучали каратэки в старых школах направлений Сюри-тэ и Томари-тэ. Считалось нормой, когда начинающий практиковал Найфанчи в течение 2–3 лет, и только после этого переходил к освоению других техник. Мастер Тёки Мотобу , известный участием во многих кулачных боях в период своей бурной молодости, считал, что в Найфанчи есть все, чтобы научиться драться.

Вокруг Найфанчи, как и вокруг любой ката каратэ старой школы, существует много легенд. Считается, что мастер Анко Итосу перенял эту форму от своего наставника Сокон Мацумура, а сама форма долгие годы практиковалась в Томари, куда ее завез некий китаец. В самом Китае ката Найфанчи была забыта и утеряна. Возможно, самое раннее упоминание данной ката встречается в трудах Тёки Мотобу. Позднее, в книгах « То-тэ : Рюкю Кэнпо» 唐手 琉球拳法 за авторством Гитин Фунакоси и «Окинавское Кэнпо То-тэ Дзюцу» 沖縄拳法唐手術 за авторством Тёки Мотобу эта ката упоминается под названием Найханчи ナイハンチ.

На современном японском языке название ката звучит, как Найханчи ナイハンチ, на окинавском диалекте – Найфанчи ナイファンチ. Основатель Сётокан каратэ-до Фунакоси Гитин и вовсе переименовал эту форму сначала в Киба-дачи 騎馬立ち, а затем в Тэкки 鉄騎.

Существуют три ката Найфанчи – сёдан, нидан и годан. Некоторые полагают, что Анко Итосу синтезировал вторую и третью части этой серии на основе первой. Другие считают, что первоначальная форма была разбита на три части для удобства освоения, по аналогии с ката серии Пинан. Бытует мнение, что созданные мастером Анко Итосу пять ката Пинан вытеснили Найфанчи из системы подготовки школ каратэ. Это утверждение опровергается многими мастерами того времени. В частности, Тёсин Тибана , основатель Кобаяси-рю, утверждал, что Анко Итосу предавал огромное значение изучению Найфанчи.

По словам мастера Конно Сатоси, основателя стиля Сёрин-рю каратэ Конно-дзюку и ученика Икэда Хосю, слово «Найфанчи» означает положение тела, при котором защищающийся стоит боком к фронтальной плоскости атакующего. Этим объясняется эбмусен 演武線 и бункай 分解 данной формы.


1 В некоторых источниках слово «ката» заменено на слово «каратэ».